1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая антикоррупционная политика (дале по тексту Политика) определяет основные принципы, цели и задачи, а также мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение коррупции в деятельности ООО «ЕАЕ-Консалт» (дале по тексту организация).
1.2. Для целей настоящего документа используются следующие основные понятия:
коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица;
коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением;
взятка – получение любым должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе;
конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых (должностных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем) которой он является;
личная заинтересованность работника (представителя организации) –заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении трудовых (должностных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;
аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации;
законодательство о противодействии коррупции – федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, заключенные Российской Федерацией международные договоры;
контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений;
работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с организацией;
официальный сайт – сайт организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о деятельности организации, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат организации;
коррупционное правонарушение - деяние, обладающее признаками коррупции, за которые нормативным правовым актом предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность;
предупреждение коррупции – деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных локальными нормативными актами организации, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции;
противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
2.1. Принцип соответствия Политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам права - соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции и иным нормативным правовым актам, применимым к организации.
2.2. Принцип личного примера руководства - ключевая роль руководства организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения коррупции.
2.3. Принцип вовлеченности работников - информированность работников организации о положениях законодательства о противодействии коррупции и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
2.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции - разработка и выполнение мероприятий для снижения вероятности вовлечения организации, ее руководителя и работников в коррупционную деятельность, реализуется с учетом существующих в деятельности организации коррупционных рисков.
2.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур - осуществление в организации антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
2.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания – неотвратимость наказания для руководителя организации и работников вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководителя организации за реализацию Антикоррупционной политики.
2.7. Принцип открытости работы - информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных принципах и процедурах.
Антикоррупционные условия и обязательства могут закрепляться в договорах, заключаемых организацией с контрагентами.
2.8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга - регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
3.1. Политика отражает приверженность организации и ее руководства высоким этическим стандартам и принципам открытого и честного ведения деятельности, а также поддержанию репутации на должном уровне.
3.2. Организация ставит перед собой цели:
- определение основных принципов и методов работы по предупреждению коррупции в организации,
- минимизация рисков вовлечения организации, руководства и работников независимо от занимаемой должности в коррупционную деятельность;
- формирование у работников организации единообразного понимания политики организации о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
- установление обязанности работников организации знать и соблюдать содержание Политики, основные нормы применимого антикоррупционного законодательства, а также выполнять мероприятия по предотвращению коррупции.
4. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ
4.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие Политики, являются руководитель организации и работники организации, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
Политика также распространяется на физических и юридических лиц, с которыми организация вступает в договорные отношения.
4.2. Обязанности работников для предупреждения и противодействия коррупции:
- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;
- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
- незамедлительно информировать непосредственного руководителя / лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики / руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
- незамедлительно информировать непосредственного начальника / лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики / руководство организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
- сообщить непосредственному начальнику / лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики / руководство организации о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов, а также об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;
- уведомлять непосредственного начальника / лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики / руководство организации о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме.
4.3. Организация поддерживает корпоративную культуру, в которой деловые подарки, корпоративное гостеприимство, представительские мероприятия рассматриваются только как инструмент для установления и поддержания деловых отношений, проявление общепринятой вежливости в бизнес-среде.
Работнику запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки личного характера, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Работнику запрещается прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц, участвовать в коррупционных действиях, предлагать, давать, обещать, просить и получать взятки.
4.3.1. Подарки и представительские расходы.
Подарки, которые работники от имени организации могут вручать другим лицам и организациям, подарки, которые работники в связи с их рабочей деятельностью в организации могут получать от других лиц и организаций, а также представительские расходы, в том числе расходы работников на деловое гостеприимство организации, должны:
- быть вручены и оказаны только от имени организации;
- быть прямо связанными с законными целями деятельности организации или общенациональными праздниками (Новый Год, 8 марта, 23 февраля, и др.);
- быть обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши, стоимость подарка не может превышать 3 000,00 (Трех тысяч) рублей (п. 2 ст. 575 ГК РФ);
- приобретаться по согласованию с лицом, ответственным за реализацию антикоррупционной политики / руководством организации;
- не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении, разрешении и т.п., или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью.
Деловые подарки, подлежащие дарению, и знаки делового гостеприимства не должны:
- создавать для получателя обязательства, связанные с его должностным положением или исполнением им служебных (должностных) обязанностей;
- представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие или бездействие, попустительство или покровительство, предоставление прав или принятие определенных решений либо попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;
- быть в форме наличных, безналичных денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, ювелирных украшений и других предметов роскоши;
- создавать репутационный риск для организации в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах.
Работники организации могут получать деловые подарки, знаки делового гостеприимства только на официальных мероприятиях.
При получении делового подарка или знаков делового гостеприимства работник обязан принять меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов в соответствии с настоящим Положением. В случае возникновения конфликта интересов или возможности возникновения конфликта интересов при получении делового подарка или знаков делового гостеприимства работник обязан в письменной форме уведомить об этом генерального директора / лицо, ответственное за противодействие коррупции. Работник, получивший деловой подарок, обязан сообщить об этом и сдать деловой подарок руководителю организации.
Работникам организации запрещается:
- принимать предложения от организаций или третьих лиц о вручении деловых подарков и об оказании знаков делового гостеприимства, деловые подарки и знаки делового гостеприимства в ходе проведения деловых переговоров, при заключении договоров, а также в иных случаях, когда подобные действия могут повлиять или создать впечатление об их влиянии на принимаемые решения;
- просить, требовать, вынуждать организации или третьих лиц дарить им либо их родственникам деловые подарки и/или оказывать в их пользу знаки делового гостеприимства;
- принимать подарки в форме наличных, безналичных денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, ювелирных украшений и других предметов роскоши.
Подарки в виде сувенирной продукции (продукции невысокой стоимости) с символикой организации, предоставляемые на выставках, открытых презентациях, форумах и иных представительских и маркетинговых мероприятиях, в которых официально участвует организация, а также обмен подарками с деловыми партнерами допускается и рассматривается в качестве имиджевых материалов и выступают неотъемлемой частью деловой этики, если данные действия носят открытый характер, соответствуют общепринятым нормам делового этикета и не создают риска деловой репутации для Общества и его работников (сотрудников).
4.4. Все работники организации должны руководствоваться Политикой и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования.
4.5. Руководитель организации отвечает за реализацию принципов и требований Политики и организацию всех мероприятий, включая назначение лиц, ответственных за разработку антикоррупционных мероприятий, их внедрение и контроль.
4.6. Руководитель организации, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры организации назначает лицо или несколько лиц, ответственных за реализацию Политики в пределах их полномочий.
4.7. Основные обязанности лица (лиц), ответственных за реализацию Политики:
– подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам предупреждения коррупции в организации;
– подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в организации;
– разработка и представление на утверждение руководителю организации проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;
– проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений, совершенных работниками;
– организация проведения оценки коррупционных рисков;
– прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками или иными лицами;
– оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения коррупции;
– оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных правонарушений и преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
– организация мероприятий по антикоррупционному просвещению работников, по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
– индивидуальное консультирование работников;
– проведение оценки результатов работы по предупреждению коррупции в организации и подготовка соответствующих отчетных материалов для руководителя организации.
5. ПРИМЕНИМОЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
5.1. Организация и все работники должны соблюдать нормы российского антикоррупционного законодательства, установленные, в том числе федеральным законом «О противодействии коррупции», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, и иными нормативными актами, основными требованиями которых являются запрет дачи взяток, запрет получения взяток, запрет подкупа и запрет посредничества во взяточничестве.
6. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
6.1. Руководитель организации и должностные лица организации, формируют этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции, подавая пример своим поведением.
6.2. Организация проводит оценку коррупционных рисков с целью:
- обеспечения соответствия реализуемых мер предупреждения коррупции специфике деятельности организации;
- рационального использования ресурсов, направляемых на проведение работы по предупреждению коррупции;
- определения конкретных процессов и хозяйственных операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений и преступлений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией.
Организация на периодической основе рассматривает, выявляет и оценивает коррупционные риски, характерные для ее деятельности в целом и для отдельных направлений в частности.
В связи с возможным изменением во времени коррупционных рисков и иных факторов, оказывающих влияние на деятельность, организация осуществляет мониторинг внедренных мероприятий по предотвращению коррупции, контролирует их соблюдение, а при необходимости пересматривает и совершенствует их.
6.3. Организация проводит мероприятия по предотвращению коррупции, разумно отвечающие выявленным рискам.
6.4. Организация прилагает разумные усилия, чтобы минимизировать риск деловых отношений с контрагентами, которые могут быть вовлечены в коррупционную деятельность, соблюдать требования Политики, а также оказывать взаимное содействие для предотвращения коррупции.
6.5. Организация размещает Политику в свободном доступе на официальном сайте в сети Интернет, открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований Политики всеми контрагентами, своими работниками и иными лицами.
6.6. Организация содействует повышению уровня антикоррупционной культуры путем информирования и систематического обучения работников в целях поддержания их осведомленности в вопросах антикоррупционной политики организации и овладения ими способами и приемами применения антикоррупционной политики на практике.
6.7. Организация требует от своих работников соблюдения Политики, информируя их о ключевых принципах и требованиях, а также о мерах ответственности.
6.8. В организации создаются безопасные, конфиденциальные и доступные средства информирования руководства о фактах взяточничества со стороны лиц, оказывающих услуги в интересах коммерческой организации или от ее имени.
6.9. Для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры с новыми работниками проводится вводный тренинг по положениям Политики и связанных с ней документов, а для действующих работников проводятся периодические информационные мероприятия в очной и/или дистанционной форме.
6.10. Организация заявляет о том, что ни один работник не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен премии), если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, либо если он отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве.
6.11. Выявление и урегулирование конфликта интересов.
В основу работы по урегулированию конфликта интересов в организации положены следующие принципы:
– обязательность раскрытия сведений о возможном или возникшем конфликте интересов;
– индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;
– конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
– соблюдение баланса интересов организации и работника при урегулировании конфликта интересов;
– защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) организацией.
Поступившая информация о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения проверяется уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.
Для раскрытия сведений о конфликте интересов осуществляется периодическое заполнение работниками декларации о конфликте интересов. Круг лиц, на которых распространяется требование заполнения декларации о конфликте интересов, и периодичность заполнения декларации о конфликте интересов определяется руководителем организации.
Организация берет на себя обязательство конфиденциального рассмотрения информации, поступившей в рамках уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОНТРАГЕНТАМИ
Основано на следующих подходах:
- установление и сохранение деловых (хозяйственных) отношений с теми контрагентами, которые ведут деловые (хозяйственные) отношения на добросовестной и честной основе, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении хозяйственной деятельности, реализуют собственные меры по противодействию коррупции,
- применение специальных процедур проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения организации в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами (сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т.п.),
- предоставление контрагентам политик, стандартов, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции, которые применяются в организации,
применение в договорах, заключаемые с контрагентами, положений о соблюдении антикоррупционных стандартов (антикоррупционная оговорка).
8. СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
8.1. Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности организации декларируемым антикоррупционным стандартам поведения, и может осуществляться в различных формах:
- организация принимает на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых организации (ее работникам) стало известно,
- необходимость сообщения в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало известно организации, может быть закреплена за лицом, ответственным за предупреждение и противодействие коррупции в данной Организации.
- организация принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих работников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения,
- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.
8.2. Руководство организации и его работники оказывают поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимают необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях.
8.3. Руководство организации и ее работники не допускают вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов.
9. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
9.1. В связи с возможным изменением во времени коррупционных рисков и иных факторов, оказывающих влияние на хозяйственную деятельность, организация осуществляет мониторинг внедренных мероприятий по предотвращению коррупции и при необходимости пересматривает и совершенствует их.
9.2. При выявлении недостаточно эффективных положений Политики или связанных с ней антикоррупционных мероприятий, либо при изменении требований применимого законодательства Российской Федерации, и/или изменений организационно-правовой формы или организационно-штатной структуры организации руководитель организации организует пересмотр и изменение Политики и/или антикоррупционных мероприятий.
Изменения Политики может осуществляться как путем принятия Политики в новой редакции, так и принятием дополнений и приложений.
10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
10.1. Руководитель организации и работники организации, независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за соблюдение принципов и требований Политики, а также за действия (бездействие) подчиненных им лиц, нарушающие эти принципы и требования.
10.2. Лица, допустившие нарушение требований Политики или их неисполнение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности по инициативе организации, правоохранительных органов или иных лиц в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
10.3. Общество вправе проводить служебные проверки по каждому случаю/установленному факту коррупции в рамках, допустимых законодательством Российской Федерации.